Шри Нисаргадатта Махарадж. Прежде Сознания. Часть 6
6 сентября, 2016
АВТОР: admin
Последние беседы с Ниссаргадаттой Махараджем. Перевод Михаила Медведева. ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО — ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ — ЗДЕСЬ.
23 августа 1980
Махарадж: Некоторых людей я прошу остаться, хотя сам не могу объяснить почему, а некоторым людям, хотя они и хотят остаться, я говорю: «Вам пора». Есть различные типы ищущих. Кто-то
приходит исключительно за знанием и вовсе не заинтересованы в том, кто это знание доставит. Другие хотят знания, но для них необходимым условием является гурубхакти, то есть преданность гуру идёт первым, а после того они получают знание. Есть великие мудрецы, кто во времена своего поиска поклонялись Богу только ради имени, однако основная их преданность была направлена к Гуру, и благодаря тому, что интенсивность их гурубхакти была так высока, они и достигли таких высоких состояний.
Теперь, вот для этой леди преданность Гуру является первостепенной, и она получит знание рано или поздно, но начинает она с гурубхакти, и такой личности даже Бог предаётся.
Какие бы естественные переживания к вам ни приходили, просто примите их, не пытайтесь их изменить, только примите их такими, какими они пришли.
Тотальная сумма всего этого — иллюзия. Никто не ответственен за Творение — оно пришло спонтанно, и не стоит вопроса о каком-либо улучшении в этом — оно продолжится в любом случае и сделает это по-своему.
Я пришёл к заключению, что мир здесь пребывает спонтанно, у него нет семени. У Творения семени нет, однако мир полон семян, продолжение воспроизведения продолжается на ежедневной основе.
Посетитель: Имея знание, как вы способны справляться со всеми этими различными людьми?
М: Кому надлежит справляться? Я не отстаиваю никакой позиции, я лишён конкретной собственной формы. Если бы я имел твёрдый образ себя, то было бы весьма трудно принимать кого-либо или объединяться с кем-либо, однако моя ничтойность — тончайшая, таким образом я подхожу всем и вписываюсь в любую ситуацию. Предположим, богатый человек, имеющий на себе много дорогих украшений, идёт по улице. Он будет напуган, он будет в опасности. Но голому факиру, с другой стороны, терять нечего, и он идёт себе по улице спокойно.
Итак, потеряв всё, более терять мне нечего. Я спокойно вписываюсь в любую ситуацию. До тех пор пока вы носите имя и форму, все эти проблемы будут иметь место. Но в этом процессе духовного постижения вы постепенно утратите свою форму, а когда сбрасывается форма, то и имя также исчезает.
Есть много желающих приобрести и хранить нечто во имя духовности, но никто не клиент для истинного, реального знания Себя.
Был однажды человек, который тяжело работал и скопил богатства на долгие годы, и вот он на смертном одре в своём доме в деревне.
Со своего ложа он заглянул в хлев и увидел телёнка, жующего метлу. Он не думал благородные мысли, он волновался о метле. Таким образом, даже во время своей смерти он кричал: «Метла, метла!»
П: Что является мерилом прогресса ищущего?
М: Жил-был очень слабый человек, который даже не мог ходить. Постепенно он приобрёл силу и начал ходить, так что теперь он знает, что имеет силу, не так ли?
Показателем вашего прогресса будет нежелание связываться с обычными людьми, а также все ваши желания и ожидания уменьшаются день ото дня. Когда от непреодолимой жажды Самопознания открывается дверь, шлюз, тогда вы начинаете отбрасывать всё, от грубой материи до состояния Ишвары, своего собственного сознания, вы выкидываете всё.
В мирской жизни силой денег вы можете приобрести всё, что угодно, жертвуя деньги, вы получаете всё. Таким же образом, жертвуя Самость, вы получаете Брахман, а когда вы жертвуете Брахман, вы получает Парабрахман. Для того у вас должно быть глубочайшее, интенсивное желание знать Себя.
24 августа 1980
Посетитель: Если чайтанья (сознание) присутствует повсюду
состоит из всех этих сил различных видов, и в то же самое время индивидуальное сознание связано с телом, тогда существует ли тело для универсального сознания? Есть ли для вселенского сознания вселенское тело или же это комбинация всех тел?
Махарадж: Вселенское сознание не имеет тела. Универсальное сознание становится проявленным тогда, когда тело появляется на картине. Сущности пяти элементов представляют собой питание поддержку универсального сознания.
П: Имеют ли какую-либо связь универсальное сознание и сознание в теле?
М: Да, это неотъемлемая связь. Это непрерывный спектр, континуум от индивидуального сознания к сознанию тотальности. Для примера у вас есть жизненное дыхание: когда оно снаружи, это универсальный воздух, а когда вы вдыхаете его, это ваш прам.
П: Какова разница между Параматманом и Дживатманом?
М: Когда вы думаете в терминах отдельных частей, то вы думаете о Дживе, а когда вы думаете о целом, то вы думаете о Параматмане, но в действительности разницы нет. Когда оно окопалось в теле, оно принимает на себя роль временной единицы, Дживы. В конце своего срока оно сливается с Параматманом.
П: Почему Параматман, являясь целым, ограничивает себя до одного тела в качестве отдельной от целого части?
М: Причины для этого нет, это просто произошло.
Но в Параматмане отсутствует чувство существования, там есть лишь осознание осознавания. Как только приходит осознание бытия, проявляется двойственность, и тогда представление начинается.
П: Чуть ранее кто-то сказал, что лишь человек имеет способность к реализации. Я чувствую так, что каждая живая клеточка является проявлением Бога, и потому, должно быть, это ложная идея.
М: Сознание то же самое, однако ум способен работать лишь с тем, что он узнал. То, что знают низшие существа, — это лишь основные физические потребности. Только лишь человек задумывается о чём-то большем, а также его воспитывают более высокими идеями, нежели только идеями о физических аспектах. Человек способен очутиться в воздухе и слетать на луну. Никакой другой вид на это не способен, ум меньших видов ограничен.
Существуют 84 лакхи различных видов существ, и как только момент зачатия имеет место в одном из этих существ, сразу же возникает некое причинное тело, на котором отпечатываются форма и её функций на момент зачатия. Никто не говорит птице летать, а рыбе не объясняют как плавать, червяка не учат ползать, это всё заключено в самом том зачатии. То, что не способно умереть, в настоящий момент твёрдо убеждено, что умрёт. Как вообще пробрался внутрь этот страх смерти? Он основывается на идее, что некто был рождён, то есть лишь на словах. Это оковы.
Всё, что необходимо сделать, это найти свой собственный источник и установить свой штаб там.
29 августа 1980
Посетитель: После того, как некто узнаёт, что он не тождественен бытию, бытие тем не менее продолжает хотеть быть — оно защищает себя. Это встроено в саму его программу?
Махарадж: Да, это его природа.
П: Правда ли, что эти единицы бытия в своей ценности не превосходят картинку на экране телевизора?
М: Да, вы действительно можете рассматривать их как картинки. Но тем не менее это наиболее потрясающий инструмент, поскольку внутри него содержится принцип, заключающий в себе всю Вселенную. Не отвергайте его как простую картинку.
Самость не способна переживать свою сознательность без помощи тела. Это необходимый инструмент. Еда и пульсация (дыхание жизни) — без них роста не будет, и, соответственно, бытия также не будет.
Это тело представляет собой мешок с пропитанием, но то знание «Я Есть» не принадлежит обособленной личности, оно является универсальным и тотальным.
П: Получается, это сознание наслаждается собой через все эти единицы существования?
М: Да. Это бытие переходит к личностному состоянию по причине формы этого пакета с едой, то есть тела. С моей позиции всё это является проявленным живым бытием — индивидуальности нет.
Как только вы примите это понимание, то не будет больше вопроса о наслаждении собой в качестве индивидуальной личности.
Вы более не обособленная единица, индивидуальность растворена. Редок тот, кто действительно сделает это.
Тот, кто осознал все пять элементов и их игру, не обеспокоен о существе этих пяти элементов, состояние бытия превосходится также. Тому присущ аромат человечности: он помнит человеческое, однако он знает, что не имеет ничего общего с этим.
Как только это понято и превзойдено, в словах более нет нужды. Бытие чувствует, что не должно умирать, однако если событие под названием смерть случается, оно не испытывает никакой потери. С моего положения это так: чем бы ни было то, что обособило своё бытие в форме человеческого существа, оно безвозвратно ушло, и, поскольку это растворение случилось, бытие стало всем.
30 августа 1980
Посетитель: Остаётся ли сознание навсегда?
Махарадж: Нет, сознание здесь только пока тело здесь.
П: Даже когда некто реализует, то тела всё равно будут приходить в бытие и умирать?
М: Да. Пять элементов, три гуны и пракрити-пуруша — все вместе они средства демонстрации «Я Есть»-ности.
В оригинальном состоянии нет чувства сознательности, нет осознания бытия, но как только это «Я Есть» приходит, тогда вся проявленная Вселенная узнаётся мгновенно, это — проявление сознания. В Абсолюте «Я Есть»-ность является целостной и единой, но выражается она через множество. Я проявляю Себя во многих.
Человеческие существа имеют определённую форму, и каждый вид такой формы будет действовать согласно своей природе, комбинации трёх гун. Где же здесь место индивидуальности?
Единственный путь понять это таинство — это реализовать собственную идентичность со вселенским сознанием, выражением которого является вся тотальность пространства. Пока вы приравниваете самого себя к человеческой форме, это таинство разрешить невозможно.
Так зачем же вы приходите сюда и тратите свой час или два? Если вы те же два часа поделаете физическую или умственную работу, тогда хотя бы будет что показать.
П: Это именно те часы, которые полезны, остальное время тратится зря.
М: Как же могут они быть полезны? Я ведь уничтожаю само то, для чего, по-вашему, они могут принести пользу. Я уничтожаю индивидуальность.
Разве не забавно, что учение, которое уничтожает индивидуальность, — это именно то, к чему индивидуальность стремится? Ответ в том, что никакой индивидуальности никогда не существовало вовсе. Приходит знание о том, что индивидуума вовсе не было и нет.
П: Что есть реализация?
М: Прежде чем зародится идея о том, что «Я Есть», вы уже есть, но вы об этом ещё не знаете. После прихода этой идеи случилось много разных событий, и вы начали украшать себя ими. Вы пытаетесь получить смысл самого себя, используя для этого слова, события и
значения слов, которые пришли после «Я Есть». Это не вы, оставьте всё это. Вы до идеи «Я Есть», разбейте свой лагерь там, до этих слов о том, что «Я Есть».
11 сентября 1980
Махарадж: Является ли некто Джняни или же невежей, но забота о теле, то есть его поддержка, обслуживание и т.п., в любом случае будет происходить, и происходить она будет, используя значения слов в его уме. А поток его мыслей течёт согласно впечатлениям и опыту, которые он приобрёл с детства. Действия, слова и знание «Я Есть» берутся из жизненного дыхания, праны.
Если вы хотите пригласить своё Божество, вам придётся поклониться дыханию жизни — через дыхание жизни вы сближаетесь со своим Божеством. Образ любого Бога образуется через дыхание жизни. Речью дыхания жизни являются слова. Когда все аспекты жизненного дыхания очищены, не остаётся места желаниям, а также нет места ни психическому, ни физическому виду страданий. Согласно команде Гуру, держитесь «Я Есть»-ности -Атма-премы, Я-Любви. Вся наша активность, физическая она или духовная, базируется на эмоции. Я принимаю все эти детали, однако я также знаю, что тотальная сумма всего равна нулю.
Мои прежние беседы худо-бедно мог понять каждый человек, но мои теперешние беседы в понимании очень трудны. Для того, чтобы претендовать на понимание, крепко держитесь того источника вашего рождения.
Беседы вытекают спонтанно. Я не занимаюсь их разработкой. Я и сам часто изумляюсь тому, какие выражения возникают, а слушающие люди и вовсе приходят в тупик, поскольку не способны составить вопрос, основанный на моих беседах. Всё происходит самопроизвольно, даже фаза свидетельствования пришла сама по себе. Абсолютно все мои действия происходят спонтанно, здесь нет никакого места процессу думания.
Так как я знаю собственное состояние до рождения, то я знаю также и саму эту точку рождения, и всё то, что пришло после, чем бы я ни был, — моё бытие — это я также знаю. Вот почему я разговариваю подобным образом. И переживающий, и переживания — они должны быть растворены.
В тот момент когда приходят переводчики и я занимаю своё место для начала беседы, я активизируюсь, моя батарейка заряжается, но в противном случае я разбит, и мне приходится использовать эту трость. Я меньше всего заинтересован в коллекционировании духовных ищущих любого уровня.
Посетитель: Мы способны понимать с помощью ума, однако за пределами ума мы понимать не способны.
М: От глубокого сна к пробуждению — что это?
Это состояние «Я Есть» без слов, лишь после начинается поток слов и вы вовлекаетесь в значение слов и ведёте свой быт вместе со значением этих слов — вот ум. Но прежде этого «Я Есть» и состояния бодрствования есть эта граница, и вы должны быть там.
Лишь очень редкий человек поймёт куда я клоню. Обычному духовному человеку мы должны сказать: «Делай то-то и то-то, и будет
тебе за это такой-то результат». Тогда навремя он чувствует себя счастливым и облегчённым, но ведь это не финал. Затем он приходит снова и цикл повторяется. Но этому никак не помочь, поскольку он не обладает способностью понять тончайший аспект этой духовности.
В лучшем случае я скажу: «Ты знаешь, что ты есть. Предайся этому принципу «Я Есть»-ности. Поклоняйся ему, будь единым только с ним, и тогда эта «Я Есть»-ность раскроет всё знание». Это всё, что я скажу, но самый тонкий момент в этом — это момент между глубоким сном и явью. Чтобы пребывать в этом, необходимо быть в состоянии интенсивного покоя. В том состоянии происходит свидетельствование бодрствования. Вы должны подойти к этой границе, но это так трудно. Что характерно для обычной личности, по прибытии «Я Есть»-ности и потока слов, он пойдёт за потоком слов. Но того, кто обладает различением, кто разумен и очень духовен, мы должны провести в положение до этой «Я Есть»-ности.
Если вы цените меня, памяните мои слова. Знание «Я Есть» есть величайший Бог, Гуру, будьте с ним одним целым, будьте с ним близки. Это само по себе благословит вас всем знанием, которое вам нужно, и проведёт вас в состояние, которое вечно.
Вы станете достаточно зрелыми, чтобы оставаться в провинции этой ниргуны (состоянии без атрибутов). Нельзя за ночь превратить сырое манго в зрелое и сочное. Ему нужно время, чтобы созреть. Вам это ясно или нет?
15 сентября 1980
Посетитель: Когда в медитации я пытаюсь закрепиться в точке за гранью ума, там лишь тьма, ничего, чернота. Мне не нравится это состояние.
Махарадж: Разве вы не видите — “вы” всё ещё там. До момента стабилизации в Самости, следы ума всё ещё там.
Эта машина — самогенерирующая машина. Когда вы ходите туда, сгенерированный от этого импульс помогает вычищать все сомнения из ума. Это эксклюзивно ваше собственное знание, которым вы наслаждаетесь больше всего, а затем все следы ума окончательно выкорчовываются. Это уровень, где присутствует граница — вы есть или вас нет. В момент, когда вы понимаете, что вы есть, появляется дуальность. Когда вы не знаете, что вы есть, вы совершенство.
Но вы должны пройти через этот процесс. В глубоком сне вы тоже не осознаёте, что вы есть, однако это более грубое состояние.
Будучи в этом живом состоянии, вы должны отступить назад в состояние не-сознавания.
Что есть эта сознательность? Это штамп или, другими словами, регистрация брони «Я Есть»-ности. Вы бронируете квартиру, которая ещё строится, но где эта квартира? Есть только лишь бронь. Таким же образом, это «Я Есть» — это всего лишь такая бронь, она ссылается на ваше Абсолютное состояние.
П: И что даёт вам смелость вознестись в ничто, о котором вы знаете, что оно там?
М: Ваше глубокое стремление познать Самость. Отступить означает лишь идти внутрь, ваша обычная склонность в том, чтобы идти через чувства наружу и смотреть на мир. А теперь разверните
этот процесс. Я не есть тело. Я не есть ум. Я не есть чувства. Теперь вы стабилизировались в сознании. После стабилизации в чистом сознании, все последующие необходимые события произойдут автоматически. Вы расширяетесь до тотального Проявления.
Я был, я есть, я буду в том оригинальном состоянии до прихода «Я Есть»-ности.
По какой причине название этого ужасного заболевания (рак) не оказывает никакого эффекта на меня? По той простой причине, что то, чем я являюсь, не имеет абсолютного ничего общего с тем, чему был дарован этот статус больного.
П: Каково мнение Махараджа обо всех различных религиях?
М: По моему мнению, все религии базируются на концепциях и эмоциях. Эти эмоции так жестоки и поглощающи, что люди буквально приносят себя в жертву.
Эмоционально объединяться с другой личностью может оказаться столь эффективным, что некоторые из тех, кто отождествили себя с Иисусом Христом, находили на собственных телах следы распятия. Но все эти опыты абсолютно бессмысленны. Одна индивидуальность отождествила себя с другой индивидуальностью. Но пока индивидуальность как таковая не оставлена, Реальность не может проявить себя. Не повторяйте слепо всё, что слышали, подобно попугаю, если только вы не делаете это с таким убеждением, как у меня.
знаю своё состояние до прихода тела и сознания. У меня есть знание о нём, у меня есть осознание его.
Только лишь слушать слова не пойдёт, вам необходимо слиться с сознанием в одно. Не третируйте это знание «Я Есть» как незначительное, поскольку оно есть сила, стимулирующая всю вашу Вселенную.
Выражения сознания безграничны, если вы войдёте в сферу его выражений, вы потеряетесь. Сдайтесь вашему сознанию и будьте одним с вашим сознанием и только с ним, и тогда оно само покажет вам процесс, которым оно может быть растворено. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ